![]() |
![]() |
Новости oilru.comИнвестиции, финансы Маргелов: Не надо "хоронить" российские контракты в Ливии
|
![]() |
АнонсыВыставки: Новости
11.12.19 · 10 "серых
лебедей" в 2020
году 10.12.19 · Глава "Нафтогаза"
заявил, что
никаких
договоренностей
по газу в Париже
достигнуто не
было
![]() |
© 1998 — 2019, «Нефтяное обозрение (oilru.com)». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № 77-6928 Зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникаций 23 апреля 2003 г. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-51544 Перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 2 ноября 2012 г. Все вопросы по функционированию сайта вы можете задать вебмастеру При цитировании или ином использовании любых материалов ссылка на портал Точка зрения авторов, статьи которых публикуются на портале oilru.com, может не совпадать с мнением редакции. Время генерации страницы: 0 сек. |
«Нефть России», 29.08.11, Москва, 12:19 Сегодня после крушения режима полковника Каддафиполитики и эксперты резонно заговорили о будущем Ливии. Ситуация в этой стране не отличается высокой четкостью, и делать обоснованные прогнозы, что и за какое время там произойдет, все еще затруднительно, пишет председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов в "Российской газете".
Маргелов указывает на то, что в последнее время в прессе появились суждения, что Россия, в отличие от стран Запада, прежде всего Европы, имеет мало шансов на восстановление довоенных торгово-экономических связей с Ливией. "Полагаю, эти суждения преждевременны, от кого бы они ни исходили", - пишет председатель комитета.
По мнению Маргелова, строить прогнозы на еще далеко не остывшей почве занятие сомнительное - повстанцы пребывают в эйфории, у них еще нет правительства, которое будет решать вопросы экономического сотрудничества и определять внешнюю политику в целом. И если это правительство оценит ситуацию трезво, у него не будет оснований это сотрудничество с Россией прерывать.
ПРо мнению парламентария, рассуждения о том, будто официальная позиция России по отношению к Каддафи и его режиму была менее жесткой, чем у США, Франции или Италии, не соответствуют действительности. Хотя Россия, обычно, воздерживается от "резких движений" в отношении арабского мира и Большого Ближнего Востока в целом, в случае ливийского кризиса она находилась в одном русле с государствами "восьмерки". Основываю это мнение на своих впечатлениях от саммита "восьмерки" в Довиле, в котором мне пришлось участвовать в составе российской делегации.
Россия в составе "восьмерки" поддержала "арабскую весну". Российская подпись стоит под документом, в котором "восьмерка" предупредила Сирию о необходимости реформ. Россия была солидарна с членами "восьмерки" в том, что Каддафи должен уйти в отставку. Более того, России было предложено посредничество между повстанцами и официальным правительством Ливии. Это было принято, и обрело форму президентского поручения, по которому я посетил Бенгази и Триполи в июне.
"Россия возвращается в Северную Африку без идеологических заморочек, а исключительно на основе взаимных выгод. И довоенные контракты именно на этой основе были заключены. Новое правительство Ливии будет поставлено в условия, при которых актуальным станет взвешивание затрат и результатов хозяйственной деятельности, а не вкладов той или иной страны в победу над Каддафи. Так, как это делали иракские власти, объявившие открытый тендер на разработку нефтяных месторождений, по результатам которого нашим компаниям достались не последние куски", - резюмирует парлпментарий.
Следует отметить, чито мнение Маргелова идет врезрез с суждениями большинства экспертов, оценивающих перспективы российских компаний в Ливии.
"Мы потеряли Ливию окончательно. Нам не дадут зеленый свет, и, если кто-то думает по-другому, это обман", - заявил глава российско-ливийского делового союза Арам Шегунц агентству Reuters.
Российские компании "Газпром", "Газпромнефть" и "Татнефть" вложили сотни миллионов долларов в освоение нефтяных и газовых месторождений в Ливии, но из-за начала военных действий против режима Каддафи вынуждены были прекратить работу в стране.
Бывший посол СССР в Ливии Олег Пересыпкин оценивал экономические интересы России в Ливии в 10 млрд долларов. Сюда входят нефтегазовые проекты на общую сумму 3,5 млрд долларов, военные контракты на 4 млрд долларов и, наконец, строительство железной дороги стоимостью 2,5 млрд евро, пишет газета "Ведомости".
В апреле 2008 года Ливия и РЖД подписали контракт стоимостью 2,5 млрд евро на строительство скоростной железной дороги Сирт - Бенгази протяженностью 550 км, напоминает издание. В июне прошлого года был запущен рельсосварочный завод в ливийском Рас-Лануфе. А в феврале РЖД вынуждена была принять решение о срочной эвакуации из Ливии своих специалистов.
"Это был очень хороший контракт, - говорит президент РЖД Владимир Якунин, - Мы уже более 10 млрд руб. потратили: наем рабочих, закупка необходимой техники, размещение внутри России заказов на производство путевой техники (заказы выполнены, а платить некому!). К тому же, как это часто бывает, наша строительная компания строила на заемные деньги РЖД. Как раз подходило время, когда она должна была с нами рассчитаться. Учитывая ситуацию в Ливии, вряд ли это возможно теперь. Война не является страховым случаем, это общепризнанная практика. И денег жалко, и проекта".
Все, что дальше будет происходить, это вопрос для политиков, продолжает Якунин. По его словам, с помощью этого проекта РЖД помогала российскому государству "расшить" часть ливийского долга перед Россией за поставки оружия - страна погашала его частично в ходе строительства железной дороги. "А теперь можно только сказать, что государство не смогло защитить интересы российского бизнеса", - резюмирует Якунин.
По словам представителя "Газпрома", который стремился попасть в Ливию много лет, но смог сделать это только в 2007 году в ходе обмена активами с компанией BASF, сейчас все проекты заморожены, персонал вывезен, неизвестно, что там происходит, "может, уже все взорвали".
Шансы, что удастся восстановить контракты на тех же условиях и компенсировать потери - а это несколько сотен миллионов евро, - топ-менеджер российского газового монополиста оценивает как 20 из 100. "Блоки, которые мы разрабатываем с немецкой компанией, более или менее защищены, а вот остальные проекты и вложенные туда средства, скорее всего, мы потеряли", - резюмирует он.